Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, января 31, 2024

 

В этом году зима у нас необычно теплая, не только мы, но и старожилы такого не помнят. А сейчас ситуация изменилась, у нас дожди.

Дожди в январе — дело как раз обычное, но такого тоже не припомнить. На нашей памяти бывало, что дожди (ливни) шли три дня подряд; говорят, что коренные израильтяне после трех дней без солнца начинают впадать в депрессию, но тем, кто бОльшую часть жизни прожил в Ленинграде, это не грозит.

Но сейчас дожди идут уже неделю, и по прогнозу должны закончиться только в следующую среду. То есть две недели дождей. И каких! За вчерашний день уровень воды в Кинерете поднялся аж н 15 см, а на Хермоне выпало 20 см снега… Солнце иногда проглядывает на несколько минут, а потом опять льет. У нас, правда, снега нет, но вчера был сильный град. А на нашем севере сейчас вот такие совсем нехарактерные для Израиля пейзажи. Снег не только на Хермоне, но и в Верхней Галилее, и на Голанах.




Эти снимки сделаны в друзском городке Мадждаль-Шамс на Голанах. 

Правда, в Иерусалиме снега пока не было.

Так что мы сейчас почти не гуляем. Не до хорошего, стараемся улучить момент, чтобы выскочить в близлежащие магазины, прикупить еды. Вчера дождались, когда солнце проглянуло, побежали в магазин, вернулись — и почти мгновенно хлынул дождь. А сегодня вернуться не успели, попали под дождь. Правда, не сильный.

И похолодало — по нашим понятиям, естественно. Сегодня ночью у нас впервые за эту зиму температура упала ниже +10. Ладно, как говорится, лишь бы войны не было. Потому что нам твердо обещали, что если начнется война на севере, то север Израиля (и, соответственно, мы) останется без электричества на какое-то время. И, стало быть, без обогрева. Это, конечно, не как в России, где электричество вырубается при -25, но тоже приятного мало. Но, будем надеяться, что война с Хезбаллой если и будет (а все идет к тому, что будет), то хотя бы в теплое (но еще не жаркое, чтобы и охлаждение не требовалось) время.

А вообще нам грех жаловаться. Мы на днях посмотрели первую серию четвертого сезона "Настоящего детектива". В этом сезоне главная героиня — Джуди Фостер, а действие происходит в маленьком городке на Аляске. Действие начинается 17 декабря — в день последнего захода солнца. Дальше — полярная зима, видимо, числа до 25 марта. Мы-то без солнца всего неделю, ну пусть еще неделя впереди, но днем-то у нас по крайней мере светло, а там почти три с половиной месяца тьмы. Я просто не представляю себе, как там люди живут. Сериал показался малоинтересным, мы дальше первой серии не пошли, но жителям Аляски и прочих заполярных районов очень посочувствовали. Всегда меня занимало, что заставило народы севера жить за полярным кругом. Ведь сами туда пришли когда-то давно, посмотрели как и что - и решили остаться. Что им так понравилось в этом холоде и мраке?

пятница, января 26, 2024

Сегодня хороший день. Правда, это не относится к погоде. По всему Израилю на сегодня обещаны бури и грозы, а в горах на севере - снег. Но пока что ничего такого нет, то дождь, а то и вовсе солнце.

Но, главное, что утренние последние известия не начались с перечисления погибших за вчерашний день солдат, и обстрелов за последние два дня почти не было. По радио сказали, что у Хамаса почти не осталось ракет,  частично они их израсходовали, частично наши захватили их или уничтожили. И утверждается, что продвигаются переговоы об освобождении заложников, хотя вот в это не очень верится. Хамас за освобождение заложников требует полного прекращения боевых действий, а Израиль согласен только на временную приостановку с последующим возобновлением. То емть фактически Хамасу говорят: "Освободите заложников, а потом мы вас убьем". Хамасу нет смысла в такой ситуации отдавать заложников, которых они пока что могут хотя бы в качестве живого щита использовать, а Израиль поставил вполне понятную цель - уничтожить Хамас, и пока что не собирается от этой цели отказываться. Посмотрим, что будет дальше. 

А еще сегодня праздник. Ту би-шват. Этот праздник отмечается 15 числа месяца шват по нашему календарю. "Ту би" - это и есть "зашифрованное" буквами число 15. Этот праздник называется еще "Новый год деревьев", в обычное время в эти дни происходит массовая посадка деревьев, и люди просто выезжают в парки, на природу. Благодаря таким посадкам в Израиле теперь много таких рукотворных лесов, в период турецкого правления практически все леса в Израиле были вырублены... 

Не уверен, что сегодня занимаютмя посадками, да и в парках народу,думаю, немного. С одной стороны, погода, а с другой - многие парки на севере и на юге закрыты из-за сохраняющейся опасности обстрелов. И на Хермоне по-прежнему нет лыжников.

Еще о приятном. Начался второй сезон российского сериала "Струны". Первый мы посмотрели с большим удовольствием. Это история четырех студентов-виолончелистов некоей музыкальной академии. Неплохой сюжет, совсем молодые очень симпатичные актеры, и играют неплохо, и большое количество разнообразной виолончельной музыки. Очень есть забавный эпизод, когда у этой четверки виолончелистов (которые в итоге и объединяются в квартет) возникает музыкальная дуэль (баттл по нынешнему) со студентами с факультета народной музыки. Те играют на своих балалайках и гармошках классику, а эти - народные мелодии на своих виолончелях. 

Не шедевр, конечно, но приятный фильм. Мы теперь практически только такие и смотрим - чтобы настроение не портили. Поводов для ухудшения настроения хватает и в реальной жизни. 

  

среда, января 24, 2024

 

Ладно, жизнь продолжается. На душе все равно погано, и от того, что гибнут люди, и еще больше из-за того, что весьма пессимистично представляю себе будущее — и конкретно Израиля, и нашего мира в целом. Но тем более надо жить сегодняшним днем и радоваться тому хорошему, что все равно остается в жизни.

Для меня таких "хорошим" стала, в частности, книга Александра Минкина "Нежная душа. Книга о театре". Я только начал читать, но самое начало стало для меня большим открытием. Я давно понял, что мы плохо понимаем смысл написанного в дореволюционное время. (Когда я говорю "мы", я имею в виду в первую очередь самого себя. Но в случае с "Вишневым садом", о котором пишет Минкин, я оказался в хорошей компании.

И я еще раз поразился тому, какое у Минкина замечательное зрение — он умеет находить в тексте места, на которые до него наши современники внимания не обращают. И, соответственно, не понимают, что хотел сказать автор.

Не буду пересказывать, все равно мне не написать лучше, чем Минкин. Просто скопирую обширную цитату из начала книги.

Очень надеюсь, что у тех, кто прочитает эту цитату, возникнет желание прочитать всю книгу. Если тех, у кого такое жаление появится, возникнут сложности со скачиванием — обращайтесь.

А теперь — цитата.


«Вишневый сад» – пьеса старая, ей больше ста лет. А о чем она – никто не знает.

Некоторые помнят, что поместье дворянки Раневской продается за долги, а купец Лопахин учит, как выкрутиться, – надо нарезать землю на участки и сдать в аренду под дачи.

А велико ли поместье? Спрашиваю знакомых, спрашиваю актеров, играющих «Вишневый сад», и режиссеров, поставивших пьесу. Ответ один – «не знаю».

– Понятно, что не знаешь. Но ты прикинь. Спрошенный кряхтит, мычит, потом неуверенно:

Гектара два, наверное?

– Нет. Поместье Раневской – больше тысячи ста гектаров.

Не может быть! Ты откуда это взял?

Это в пьесе написано.

ЛОПАХИН. Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину. Ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут.

Это значит – тысяча десятин. А десятина – это 1,1 гектара.

Кроме сада и «земли по реке» у них еще сотни десятин леса.

Казалось бы, что за беда, если режиссеры ошибаются в тысячу раз. Но тут не просто арифметика. Тут переход количества в качество.

Это такой простор, что не видишь края. Точнее: всё, что видишь кругом, – твое. Всё – до горизонта.

Если у тебя тысяча гектаров – видишь Россию. Если у тебя несколько соток – видишь забор.

Бедняк видит забор в пяти метрах от своей лачуги. Богач – в ста метрах от своего особняка. Со второго этажа своего особняка он видит много заборов.

Режиссер Р., который не только поставил «Вишневый сад», но и книгу об этой пьесе написал, – сказал: «Два гектара». Режиссер П. (замечательный, тонкий) сказал: «Полтора».

Тысяча гектаров – это иное ощущение жизни. Это твой безграничный простор, беспредельная ширь. С чем сравнить? У бедняка – душевая кабинка, у богача – джакузи. А есть – открытое море, океан. Разве важно, сколько там квадратных километров? Важно – что берегов не видно.

Почему Раневская и ее брат не действуют по такому простому, такому выгодному плану Лопахина? Почему не соглашаются? Кто играет – что это они из лени, кто – по глупости, по их неспособности (мол, дворяне – отживающий класс) жить в реальном мире, а не в своих фантазиях.

Но для них бескрайний простор – реальность, а заборы – отвратительная фантазия.

Если режиссер не видит огромного поместья, то и актеры не сыграют, и зрители не поймут. Наш привычный пейзаж – стены домов, заборы, рекламные щиты.

Ведь никто не подумал, что будет дальше. Если сдать тысячу участков – возникнет тысяча дач. Дачники – народ семейный. Рядом с вами поселятся че-тыре-пять тысяч человек. С субботы на воскресенье к ним с ночевкой приедут семьи друзей. Всего, значит, у вас под носом окажется десять-двенадцать тысяч человек – песни, пьяные крики, плач детей, визг купающихся девиц – ад.


ЧЕХОВ – НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО

22 августа 1903. Ялта

Декораций никаких особенных не потребуется. Только во втором акте вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу и необычайную для сцены даль.

Идешь – поля, луга, перелески – бескрайние просторы! Душу наполняют высокие чувства. Кто ходил, кто ездил по России – знает этот восторг. Но это – если вид открывается на километры.

Если идешь меж высокими заборами (поверху колючая проволока), то чувства низкие: досада, гнев. Заборы выше, чувства ниже.

ЛОПАХИН. Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…

Не сбылось.


ЧЕХОВ – СУВОРИНУ

28 августа 1891. Богимово

Я смотрел несколько имений. Маленькие есть, а больших, которые годились бы для Вас, нет. Маленькие есть – в полторы, три и пять тысяч. За полторы тысячи – 40 десятин, громадный пруд и домик с парком.


У нас 15 соток считается большим участком. Для Чехова 44 гектара – маленький. (Обратите внимание на цены: 4400 соток, пруд, дом, парк – за полторы тысячи рублей.


Под нами по-прежнему Среднерусская возвышенность. Но какая же она стала низменная.

ЛОПАХИН. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности.

Сбылось.

Стена высоченная, а за ней клочок в шесть-две-надцать соток, воронья слободка, теснота. Раньше на таком клочке стоял дощатый домик и оставалось сравнительно много места для редиски. А теперь на таком клочке стоит бетонный трехэтажный урод. Вместо окон бойницы; между домом и забором пройдешь разве что боком.

Пейзажи уничтожены. Вчера едешь – по обеим сторонам шоссе бескрайние поля, леса, луга, холмы. Сегодня – по обе стороны взметнулись пятиметровые заборы. Едешь как в туннеле.

Пятиметровый – все равно что стометровый: земля исчезает. Тебе оставлено только небо над колючей проволокой.

Кто-то хапнул землю, а у нас пропала Родина. Пропал тот вид, который формирует личность больше, чем знамя и гимн.





вторник, января 23, 2024

 Хотел еще вчера с вечера написать про новую (для меня) книгу Минкина о театре, которую начал читать, но утром передали, что наши вчера потеряли 21 человека убитыми. Это самые масштабные потери за все время боевых действий в Газе. И, главное, это произошло не севере Газы, в 600 метрах от разделительного забора, в районе, который, как неоднократно заявлялось, находится под полным контролем нашей армии. После этого как-то не хочется делится впечатлениями о Минкине. Настроение поганое.    

понедельник, января 22, 2024

 На "Эхе" висит статья Гозмана "На смерть злодея. Сто лет со дня кончины Владимира Ильича Ленина". 

Желающие могут прочитать.

В целом я с Гозманом согласен, но одна фраза вызывает если не возражение, то вопрос. Гозман пишет "Если бы Керенский смог и решился бы уничтожить его [Ленина] летом 1917, Октябрьского переворота, скорее всего, не случилось бы. И уж, по крайней мере, путчисты не удержали бы власть".  

История, понятно, не имеет сослагательного наклонения. Поэтому вопрос о роли личности в истории никогда не имеет ответа. Каким был бы мир, если бы Керенский уничтожил Ленина? А если бы Гитлера убили на Первой мировой (ведь в сражении при Ипре, в котором он участвовал,  в течение первых 20 дней из 3 600 человек в живых остались 611)? А если бы Сталина застрелили во время экса? 

И таких вопросов можно задать множество. А ответа мы никогда не узнаем. Если, конечно, не считать ответом поговорку "Свято место пусто не бывает". 

суббота, января 20, 2024

 Позавчера слушал предпоследнюю (последняя была вчера, я ее только начал, прослушав полностью "Моцарта и Сальери" в исполнении Минкина) передачу Минкина "Настоящий полковник". Как и все предшествующе, слушал с большим интересом и удовольствием. Часть передачи была посвящена "Женитьбе Фигаро", к которой Минкин перешел от "Моцарта и Сальери" (вчерашняя программа - как раз целиком о "Моцарте и Сальери"). По ходу дела Минкин вспомнил спектакль в театре Сатиры - с Андреем Мироновым в роли Фигаро. Я этот спектакль в свое время посмотрел в театре - и это было, наверно, ни с чем не сравнимое чистое удовольствие. Невероятно красивый, какой-то праздничный был спектакль. Хотя и трагические нотки звучали у Миронова... Кстати, "Женитьбы Фигаро" - чуть ли не единственный спектакль, который даже по телевизору (и после того, как видел в театре) смотрится, на мой взгляд, превосходно. 

И Альмавива-Ширвиндт мне понравился. 

А вчера Минкин меня расстроил. Он сказал, что изначально Альмавиву играл Гафт, и что вообще спектакль именно под него и ставился; в 1968 году, когда началась работа над спектаклем, Миронов, наверно, еще не был актером, под которого ставят спектакли и фильмы. И что после спектакля с Гафтом спектакль с Ширвинтом - это сильно ухудшенный вариант изначального. Минкин сказал, что, как ни искал, не нашел никаких видеозаписей спектакля с Гафтом, хотя бы с кусочками. Я на всякий случай поискал - и тоже ничего не нашел. Но зато узнал, что костюмы к тому спектаклю разрабатывал молодой еще тогда Вячеслав Зайцев. А костюмы - наряду с художественным оформлением Левенталя - в значительной степени определяли праздничность спектакля. Костюм Фигаро с нашитыми маленькими зеркалами до сих пор прямо в глазах стоит. 

Конечно, очень жалко, что не довелось увидеть в этом спектакле Гафта. Но, поскольку мне не с чем (в отличие от Минкина) было сравнивать, этот спектакль остался для меня праздником, который всегда со мной - как вспомню, так и увижу эту сцену, эти костюмы, это "живое" исполнение Моцарта. И, конечно, потрясающего Фигаро-Миронова, про которого именно в этом спектакле я понял, что он может сыграть все. 

Да и Альмавива в исполнении горячо любимого мною Ширвиндта мне понравился...  

Если кто не видел - очень рекомендую, запись спектакля, сделанная в 1974 г., есть на Youtube.        

пятница, января 19, 2024

 

Вчера благодаря Матвею я узнал историю о том, как в советское время возникла идея установить на Александринской колонне вместо ангела фигуру Ленина. Слава богу, эта идея заглохла и идейно чуждого ангела все-таки не репрессировали.

В связи с этим я подумал, что странно все-таки, что на Исаакиевской площади сохранился памятник Николаю I. Что оставили памятники Петру I по другую сторону Исаакия и Екатерине II в Катькином садике перед Александринкой - это можно понять, к Петру советская власть относилась очень положительно, иногда даже восторженно; Сталин как-то хоть и упрекнул его за недостаточное душегубство, но вполне по-дружески, хотя и несколько снисходительно ("Петруха не дорубил"). Да и к Екатерине отношение было хорошее. В значительной степени, видимо, за завоевание всесоюзной здравницы Крым и за другие военные победы над армиями стран будущего НАТО. Правда, там была еще война с Персией, но в советское время Иран не был союзником России, так что это лыко ей в строку никому не приходило в голову поставить. А вот к Николаю I отношение было резко негативное. И в исторической науке - за расправу над декабристами и за проигранную Крымскую войну(!), и в культурной среде, поскольку Николая обвиняли прямо-таки в личном участии в организации дуэли Пушкина. Причем это негативное отношение существовало отнюдь не только у советской интеллигенции.

Марина Ивановна Цветаева вряд ли сильно любила советскую власть, но о Николае написала в 1931 году, в эмиграции, прямо-таки с ненавистью:

 

Потусторонним
Залом царей.А непреклонный
Мраморный сей?

Столь величавый
В золоте барм.Пушкинской славы
Жалкий жандарм.

Автора – хаял,
Рукопись – стриг.
Польского края –
Зверский мясник.

Зорче вглядися!
Не забывай:
Певцоубийца
Царь Николай
Первый.

Да и в предшествующие времена к Николаю относились неодобрительно. Поэт Тютчев не
был революционно настроен - до такой степени, что работал в МИДе, а потом и вовсе
цензором, - однако на смерть Николая Павловича отозвался эпитафикей-эпиграммой
следующего содержания:


Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, —
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Печатать, правда, не стал даже и пытаться, но в своем архиве сохранил…
Так что традиция негативного отношения к Николаю I была весьма давней. И в советской
школе на уроках истории о нам говорили очень плохо.
Но памятник Николаю I на Исаакиевской площади все же сохранили. В Википедии
написано, что попытки снести его были, но остались безрезультатными. А убрали вовсе
памятник Александру III с площади Восстания. В послереволюционные годы памятник
подвергали всяческому глумлению, а потом и вовсе убрали Я его там видел в советское
время, дворик этот был виден через окно одной из лестниц дворца. Почему убрали —
непонятно, про Александра III ничего плохого не говорили — во всяком случае, на
школьных уроках истории, его как-то вообще не упоминали. Наверно, потому что при нем
не было победоносных войн — его же и звали Миротворцем… Тем более непонятно, что
памятник этот воспринимается как какая-то карикатура на самодержавие. Не зря в
народе после его установки сложили стишок:

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.


Убрали памятник лишь в 1937 году. Может быть Сталину показалось недопустимым глумление над властью, пусть даже царской…

Правда, все-таки не отправили в переплавку, а поставили во внутреннем дворике Михайловского дворца (то бишь Русского музея). Я его там видел в советское время, на одной из лестниц дворца окно выходило во дворик, в котором стоял памятник.

После распада СССР памятник перенесли в садик перед Мраморным дворцом. При советской власти во дворце был музей Ленина и памятник императору символически заменил в садике броневичок, с которого якобы выступал Ленин, вернувшись в Россию в 1917…

А памятник Николаю I так и стоял на Исаакиевской площади. Я много раз проходил мимо него, памятник мне очень нравился; я рассматривал барельефы на пьедестале, но не понимал, что там изображено. Но как-то раз, когда я еще в молодости очередной раз подошел к памятнику, там оказался совершенно безумного вида старик, который очень увлекательно рассказывал о памятнике и, в частности, о барельефах. Вокруг него собралась целая толпа, видно, не я один про памятник ничего толком не знал. Тогда, кстати, я впервые услышал о холерном бунте; в школьном курсе истории об этом не говорили. Как, впрочем, и о Своде законов Сперанского...

вторник, января 16, 2024

 Василий Аксенов в фильме "На полпути к Луне" (из киноальманаха "Путешествие") 1966 г.


Маяковский в фильме "Барышня и хулиган, 1918

 


Евтушенко в роли Циолковского в фильме "Взлет", 1979


Но вообще-то я сейчас нашел целую подборку про писателей, которые снимались в кино. Чаще, правда, в роли самих себя, но не всегда. Воннегут играл как раз себя, а Стивен Кинг в молодости - в экранизации своего рассказа...

 

Я уже упоминал как-то, что примерно на втором курсе института, то есть году в 63-ем к нам в компанию попал (не помню уже как) детективный роман Микки Спиллейна "Большое убийство" (The Big Kill). На английском языке. Дешевое издание в бумажном переплете с соответствующей картинкой на обложке. Это стало для нас прямо-таки событием. В ту пору из иностранных детективщиков доступны были, насколько я помню, только Конан-Дойл, которого почему-то печатали очень охотно, и Эдгар По, который считается основоположником жанра, хотя у него всего несколько детективных рассказов. Сименона и Агату Кристи тогда еще не печатали, так что ее первый роман мы прочитали примерно в это же время тоже на английском. Уже тогда Кристи показалась мне скучноватой, а когда ее романы стали печатать потоком, это впечатление усилилось. Да и советских детективов тогда было совсем немного, и эти немногие были написаны отвратительно. А Спиллейн нам тогда показался очень увлекательным — ничего похожего на то, что до сих пор читали. Все динамично и с юмором (не слишком изысканным, но все равно это было непривычно — юмор в детективе). Потом-то детективы, в том числе и иностранные, стали печатать в изобилии, и мы поняли, что Спиллейн — лишь один из многочисленных авторов романов про крутых частных сыщиков. В книжках этого типа нет никакой дедукции, никаких размышлений, частный сыщик, расследуя какое-либо кровавое преступление, просто приходит к какому-нибудь плохому парню, сует ему под нос револьвер 45 калибра и говорит: "Ну, ты, вшивый ублюдок, выкладывай все, что знаешь". И тот выкладывает. Правда, сыщик обычно до самого финала все равно не понимает, что происходит. В "Большом убийстве" главной преступницей вообще оказывается любовница главного героя — Майка Хаммера. Ну и сыщик обязательно по ходу дела получает один-два раза по голове от плохих парней, попадает им в лапы, но, естественно, неизменно спасается. Потом-то я понял, что Спиллейн со своим Майком Хаммером вовсе и не лучший. На мой взгляд, Чандлер о своем Филипе Марлоу писал гораздо ярче ивыразительнее. Притом намного раньше.

Но первая любовь, как известно, не ржавеет, и эта любовь к Спиллейну, точнее, именно к этому первому прочитанному его роману, сохранилась. Когда появилась возможность прочитать остальное, "Большое убийство" я не стал перечитывать. На всякий случай. Все остальное, как выяснилось, читать не стоило. Может быть, конечно, дело в плохом переводе; "Прощай, любимая" Чандлера я тоже читал только по-английски… Но я не стал проверять.

Смотрел и сериал 80-х годов с импозантным Стейси Кичем в роли Хаммера. Занятно, но не слишком интересно.



Это я все к тому, что на днях мне попался фильм о Майке Хаммере "Охотники на девушку" (Girl Hanters). Снят он как раз тогда, когда мы с увлечением читали и обсуждали "Большое убийство" — в 1963. Я бы не стал смотреть его, даже киношедевры устаревают за 60 лет, а это вряд ли шедевр. Но обнаружил, что в роли Майка Хаммера в этом фильме снялся сам Микки Спиллейн! Никогда о таком не слышал. Писатели и поэты снимались в кино — сразу вспоминаются Маяковский, Аксенов, Евтушенко. Но чтобы писатель играл в кино собственного героя — с таким я сталкиваюсь впервые. Фильм, как и следовало ожидать, оказался не очень, но Спиллейн, на мой взгляд, очень хорош. Не красавчик с "самоварной мордой" (как написали Ильф и Петров про Дугласа Фербенкса), а настоящий, на мой взгляд, мужчина. И играет совсем неплохо. Так или иначе, но этот фильм разбудил ностальгические воспоминания о молодости. Правда, до конца я его досматривать все же не стал...



понедельник, января 15, 2024

 По-моему, очень любопытнвя статья.

Жалко, что в мире очень мало кто ее прочитает.

 https://mignews.com/news/arabisrael/zhurnalist-rezervist-gaza-bolshe-pohozha-na-tel-aviv-chem-na-umm-el-fahm.html

Журналист-резервист: Газа больше похожа на Тель-Авив, чем на Умм эль-Фахм


Бои в в Газе продолжаются, но в последние недели ЦАХАЛ освободил многих резервистов, в том числе бойцов, действовавших в глубине палестинского анклава. Один из них - Рои Яновский, глава отдела расследований 13-го канала, который рассказал о том, что увидел за последние 100 дней в городе Газа. 
Яновский пишет: "Вчера официально завершились 100 дней службы в резерве. Некоторые первые выводы: Газа повсюду воспринимается как отсталый регион, "с самой большой плотностью населения в мире", который уже много лет находится в израильской "осаде". Нет большей лжи, чем эта. Газа - это современный, красивый и развитый город - с большими и хорошо оборудованными домами, широкими бульварами, общественными пространствами, набережной у моря и парками. Он выглядит гораздо лучше, чем любой другой арабский город от реки Иордан до моря, гораздо больше похож на Тель-Авив, чем на Кфар-Касим или Умм-эль-Фахм. И, конечно, ему еще очень далеко до "самой плотной застройки в мире".

"Если это осада, то я хочу жить в такой осаде - дома ломятся от товаров и продуктов из всех стран Ближнего Востока, новейшей мебели, современного электрооборудования и всего остального. Есть и великолепные особняки, которые не посрамили бы Сабион и Кфар-Шмариаху. В Газе нет недостатка в богатстве. В общем, большинство домов, которые я видел, были гораздо больше, чем квартира, в которой я живу в Тель-Авиве. Фраза "Если бы у них был шанс на хорошую жизнь, они бы не стали воевать" просто не имеет отношения к Газе". Самая распространенная вещь в домах сектора Газа: карта Израиля под заголовком "Карта Палестины". Здесь нет ни одного упоминания об Израиле или израильских поселениях вообще. И это почти в каждом доме, в каждой школе и в каждом государственном учреждении - цель стереть с лица земли государство Израиль не скрывается и не подавляется, она почти везде. Историческое искажение этой карты, которую преподают с 0 лет, - тема для другой дискуссии, которая лишь подчеркивает искаженное восприятие реальности жителями Газы".

Во всех районах, где мы были, есть готовые боевые комплексы ХАМАС - оружие, туннели, взрывчатка, пусковые установки, все внутри жилых домов, некоторые из них также подготовлены с отверстиями в стенах для прохода между зданиями и т. д. Жители Газы, живущие в зонах боевых действий, знают об этом, они получили бесчисленное количество уведомлений об эвакуации.

Объявления Армии обороны Израиля - повсюду. Те, кто решил остаться в районах боевых действий, - это либо члены ХАМАСа, занимающие различные должности, либо люди, которые сознательно решили остаться в районах, используемых ХАМАСом для ведения боевых действий". "Члены ХАМАСа почти никогда не ходят вооруженными. Они не глупы и не лохи. Они знают, что в них не будут стрелять, если они пойдут в "гражданском". Они заранее готовят взрывчатку и средства ведения боя у входов в здания и вооружаются за мгновение до нападения. Именно поэтому боевые действия намного сложнее, чем на любой другой арене, и любому, кто пытается судить со стороны, почему солдаты стреляли в X или не стреляли в Y, следует отправиться в Газу на неделю или две. Круг, обеспечивающий деятельность ХАМАСа, гораздо шире, чем десятки тысяч его террористов. Идеология ХАМАСа есть почти в каждом доме, на картинах, в пропагандистских материалах. ХАМАС в Газе - это как Месси в Аргентине".

Все это требует активной помощи населения. Не может быть, чтобы жители комплексов, где мы находили ракеты и оружие, не знали, что это место используется в качестве пусковой площадки. И мне трудно поверить, что родители в детском саду, в одном из тоннелей которого мы находились, не знают об этом. Кто отправляет своих детей в детский сад, который служит инфраструктурой для террористов?"

По-моему писал уже когда-то про своего школьного и институтского друга Сашу Муху, который вскоре после института сказал мне, что вступает в КПСС. В ответ на мое недоумение, Сашка ответил в том смысле, что в идею верит, и считает, что понимает при этом, что в партии рулят карьеристы и негодяи, исказившие эту замечательную идею в своих интересах. И что порядочные люди должны идти в партию и сделать все возможное, чтобы вытеснить оттуда этих самых карьеристов и негодяев. Мне эта идея тогда еще показалась наивной, если не глупой. КПСС я считал преступной организацией, и вступление туда для меня было равносильно вступлению в бандитскую шайку, которую порядочному человеку никогда не удастся преобразовать в высокоморальную идейную организацию. Скорее сам станет бандитом - или будет изгнан из шайки.

Сегодня я думаю примерно то же самое, когда слышу многочисленные причитания и возмущения по поводу лишения сана священника Уминского. Я вполне верю рассказам о том, какой он замечательный и исключительно порядочный человек. Но и в этом случае я считаю, что порядочному человеку нечего делать в преступной организации. Конечно, РПЦ - не такая преступная организация, как КПСС, она не занималась истреблением собственного народа напрямую. Но она всегда (конечно, когда ей предоставляли такую возможность) являлась пособником преступников-убийц и всегда молилась за преступную власть. И сейчас благославляет преступную войну, которую ведет Россия. Так что и каждый член этой организации, даже не совершая преступлений лично, является пособником преступников, и изгнание из этой организации следует рассматривать как благо для изгнанного - ему не нужно будет поддерживать преступников хотя бы своим молчанием ради сохранения своего положения и должности. 

воскресенье, января 14, 2024

 Вчера решили посмотреть фильм "Не смотрите наверх" (Don't Look Up). Посмотрели минут 20 - и бросили. Фильм сделан хорошо, из актеров - Ди Каприо (а он, по-моему, в плохих фильмах не снимается), Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип в роли президента (президентки?) США, Кейт Бланшетт. Но сегодня как-то не тянет смотреть фильмы о конце света. Весь сюжет мы не отследили, но суть в том, что астрономы обнаруживают крупный астероид, который летит к земле и через полгода врежется в нее. Размеры астероида таковы, что его падение покончит с жизнью на Земле. Астрономы торопятся донести эти сведения до влстей, попадают к президенту (президентке?), но властям не до того. На носу выборы, а такая новость приведет к падению рейтинга, и вообще - как это сказать людям, что через полгода конец света? Вроде бы можно что-то сделать, запустить ракеты, с ядерными зарядами, попытаться изменить тракеторию астероида, но всем не до этого. Заканчивается (в самый конец я заглянул) все это концом света, для подаляющего большинства это становится полной неожиданностью (но на телефоны снимают происходящее), а герои, которые все знали, но ничего не смогли сделать, сидят за столом, ведут ничего не значащий разговор и ждут конца. 

Зачем смотреть на это в кино, когда все это происходит в жизни н наших глазах (правда, процесс не столь скоротечный, а размазанный во времени, но это ничего не меняет).

Собственно, суть фильма сформулирована одной фразой в эпиграфе, который появляется а экране. 

"Я хотел бы мирно умереть во сне, как мой дедушка, а не крича в страхе, как его пассажир". 

Наверно и правда лучше, как дедушка. Хотя привычная фраза "Меньше знать - дольше жить" в данном случае не срабатывает.  

суббота, января 13, 2024

 Сегодня Старый Новый год. Наверно, Россия единственная страна в мире, где такое словосочетание не вызывает недоумения и понятно всем. 

Для меня это вполне памятный день. Когда-то, в детстве, такого не было. о всяком случае, совершенно не помню, чтобы это хоть как-то отмечалось. Новый год встречал дома, с родителями (с тех пор, как меня перестали отправлять спать до 12 часов), и про Старый Новый год потом и не вспоминали. Потом был какой-то период, когда встречал Новый год в институтской компании (запомнилась встреча 1969 и 1971). Потом женился, и снова стал отмечать Новый год дома, с женой, дочкой и родителями. Особенно запомнилась встреча 1973 - в Комарово, при полном отсутствии снега и с проливным дождем. И вот не помню уже, в какой момент, в каком году возникла эта традиция, когда мы стали отмечать Старый Новый год с нашими друзьями - Юрой и Лидой Филатовыми.  Они, как и мы, встречали Новый год дома, поздравляли друг друга по телефону, а Старый Новый год мы стали отмечать вместе - один году у нас, один - у них. Было очень хорошо, мы с Адой любим Филатовых... Эта традиция сохранялась до самого нашего отъезда. 

А еще 30 лет  назад, 13 января  1994 года, мы провожали нашу дочь в Израиль. Тот Старый Новый год - самый памятный... 

пятница, января 12, 2024

 В Израиле зима. Третий день льет дождь с небольшими перерывами. Правда, у нас, у моря, тепло, сейчас вот вижу на градуснике +18,5. Но на горе Хермон лежит снег - 15 см. Обычно, когда на Хермоне выпадает снег, у нас тоже холодно (по нашим понятиям, конечно). Но эта зима очень теплая. 

Обычно, когда выпадает снег, в выходные на Хермон приезжает очень много народа. Кто-то чтобы покататься на лыжах, а кто-то просто посмотреть на снег. В Израиле это большая редкость, в какой-то год в наши края завозили искусственный снег и высыпали в людных местах, чтобы люди просто увидели, как он выглядит. Но сейчас на Хермоне безлюдно. Война, лыжный курорт закрыт. Это ведь север, который под обстрелом из Ливана...



четверг, января 11, 2024

 По-прежнему собираюсь написать об ООН в связи с Израилем, но все руки не доходят. 

Поэтому пока что воспроизвожу сообщение с сайта нашего 9-го канала (https://www.9tv.co.il/item/66435)

 Президент Аргентины Хавьер Милей обозначил свое отношение к ООН, опукбликовав в соцсети "Икс" фотоколлаж, на котором изображены боковые отверстия в кедах, петелька на спине рубашки, утолщение цилиндрической формы на кабеле зарядного устройства и логотип Организации Объединенных наций. 

"Четыре вещи, о которых мы не знаем, для чего они нужны", — подписал фотоколлаж Хавьер Милей. 




понедельник, января 08, 2024

 Я вчера наткнулся на интервью, которое показалась мне очень интересным. (https://www.newsru.co.il/israel/7jan2024/yemini.html) Возможно, она заинтересует и моих читателей. Я не специалист, и не могу судить, во всем ли прав Йегуда Йомини, но, если предположить, что он прав, то делается понятно, почему так враждебно относятся к факту существования Израиля мусульманские страны, с которыми Израилю абсолютно делить нечего (например, Индонезия). Правда, при этом не совсем понятно, почему на признание Израиля и установление с ним дипломатических отношений пошли или готовы пойти некоторые арабские страны, в которых "рулит" ислам. Кроме того, у меня до сих пор было впечатление, что конфликт между сионистами, переезжавшими в Палестину, и местными арабами возник и развивался в первую очередь по экономическим, а не религиозным причинам. Но с другой стороны, нападение на Израиль арабских соседей на следующий день после его возникновения носило характер явно религиозной войны. Так что мне предсталяется, что истина все же, как обычно, где-то посередине. Даже очень вроде бы "религиозные" крестовые походы имели в реальности социально-экономическую подоплеку... 

Но в целом, по-моему, очень интересное интервью.

Чтобы не затруднять российских читателей борьбой с блокировкой, воспроизвожу интервью здесь.

С точки зрения ислама, евреям не положено иметь государство. Интервью с Йегудой Йемини


время публикации:  | последнее обновление: 


На протяжении пяти лет Йегуда Йемини встречался с палестинскими и израильскими арабами, чтобы понять все аспекты 100-летнего конфликта. Он призывает отказаться от национальной и территориальной трактовки, скептически относится к поощрению эмиграции среди жителей Газы и призывает инициировать кампанию по изменению религиозного самосознания мусульман.

Беседовал Шауль Резник.

Вы – автор книги "Понять мусульманско-еврейский конфликт". Насколько уместно сводить противостояние к вере, учитывая, что среди палестинских организаций есть ФАТХ, "Народный фронт освобождения Палестины" и другие структуры, которые в большей степени националистические, чем религиозные?

Разделение между ХАМАСом, ФАТХом и другими движениями поддерживается Западом, а также представителями израильских силовых структур и академических кругов, являясь неверным и искусственным. Речь идет о внутренних различиях, о том, как представитель той или иной структуры представляет себе идеальное устройство общества.

"Братья-мусульмане" и ХАМАС хотят, чтобы люди жили по законам шариата. ФАТХ в этом смысле более либерален, он предоставляет равноправие мужчинам и женщинам. При этом любая фракция выступает против евреев и Израиля. Почитайте хартии ХАМАСа и ООП – по поводу борьбы с нами там написано то же самое. ХАМАС пишет: всецело уважаем деятельность наших предшественников в лице ООП, но воюем лучше мы.

У "Народного фронта освобождения Палестины" и прочих "фронтов" была коммунистическая ориентация. Она касалась внутреннего, арабского взгляда на то, как должно функционировать общество. Член той или иной организации может сказать: "Я не хочу, чтобы в будущей Палестине законы шариата присутствовали столь же сильно, как в Саудовской Аравии", но это не мешает ему оставаться мусульманином.

Мы создали Израиль по национальным причинам, поэтому мы вот уже 100 лет смотрим на арабов через аналогичную призму. В этом и проблема. В 1993 году при заключении Норвежских соглашений правительство пыталось абстрагироваться от религиозной компоненты и прийти к политическому урегулированию. Что-то из этого вышло?

Не особенно.

Почему? Мало земли дали? Были щедрые предложения Эхуда Барака в 2000-м и Эхуда Ольмерта в 2006-м. Практически всем поступились, кроме Стены Плача и Еврейского квартала. Но палестинцы эти предложения отвергли, потому что от них требовали подписать декларацию о признании еврейского государства. А это противоречит исламу. Евреям не положено иметь государство. Они должны жить на положении униженных протеже. Подчеркну, что религиозный конфликт между исламом и иудаизмом является односторонним. Поскольку иудаизм был первой монотеистической религией, он никогда не воспринимал христианство и ислам как угрозу. Но ислам считает угрозой иудаизм.

Вне связи с тем, что делает Израиль в экономической сфере, улучшая уровень жизни палестинцев и израильских арабов?

Религиозный конфликт довлеет над всем остальным. Теперь представим жителя Восточного Иерусалима, который работает в западной части города. Работа, как правило, неквалифицированная. Дворником, в ресторане, в больнице, на стройке. С позиции мусульманина всё должно быть наоборот: мусульмане должны править и руководить, евреи должны им подчиняться. Такой рабочий находится в перманентном состоянии конфликта. Несмотря на экономические преимущества Израиля перед арабскими странами, включая даже богатые страны Персидского залива, где есть проблема с личными свободами и безопасностью.

Да, израильские арабы не хотят переезжать в Палестинскую автономию. Когда Ясир Арафат предложил жителям Восточного Иерусалима отказаться от израильских удостоверений личности в пользу палестинских документов, никто не откликнулся. В лагерях беженцев, таких как Аната и Шуафат, живут люди, которые прибыли в рамках воссоединения семей, надеясь на получение израильского гражданства, а теперь они за разделительной стеной. Но когда реальность противоречит религиозным постулатам, возникает личностный конфликт, и пирамида Маслоу отходит на второй план.

Итак, конфликт начался с создания Государства Израиль…

Значительно раньше, с момента сионистских волн репатриации. В 1920 году мусульмане относились к сионизму по-разному. Одни говорили: "С евреями у нас проблем нет, пусть едут, они с нами живут 1400 лет. Но у нас есть проблема с сионизмом, сионисты хотят создать еврейское государство".

Были и те, кто относился к сионизму положительно, считая его реализацией 17-й суры Корана. В конце дней Аллах соберет вместе сыновей Израиля, "После этого Мы сказали сынам Исраила: живите на этой земле. А когда исполнится последнее обещание, Мы соберем вас всех вместе". Ситуация, при которой народ возвращается на свою землю, не наблюдалась со времен Мухаммада и не происходила ни с кем, кроме евреев. Поэтому в сионизме некоторые видели реализацию пророчества. Но такую точку зрения заглушил муфтий Амин аль-Хусейни.

Что он сделал конкретно?

Зайдите на сайт еврейского ишува в Хевроне, там есть рубрика "Погром 1929 года". Предостаточно фотографий, которые мало отличаются от нынешней резни 7 октября. Когда я работал над книгой, я задавался вопросом: почему хевронские погромщики издевались над трупами до такой степени, что погибших было невозможно опознать? Хотели убить тех, кого считали врагами – убили. Но зачем издеваться над мертвыми?

Ответ: Амин аль-Хусейни изменил образ еврея в исламе. Евреев раньше не боялись, это униженные и покорные существа. Аль-Хусейни сделал несколько вещей: увязал сионизм с иудаизмом, позиционировал будущий Израиль как еврейское государство, что критично для ислама, а также демонизировал евреев. Его идеология многократно усовершенствовалась. Тем более в 40-х, когда муфтий примкнул к нацистам.

В результате во всём арабском мире евреи из униженных стали угрожающими. С демоном надо расправиться до конца. Не просто убить, а осквернить.

Даже если речь идет о левонастроенных кибуцниках, не о поселенцах?

Это для нас они разные – поселенцы, кибуцники, религиозные, светские. Мы все – часть еврейского государства, которое не должно существовать согласно постулатам ислама.

Мне давно было понятно, что насилие произойдет. У мусульман есть вера в то, что Государство Израиль исчезнет чудесным образом. Даты назывались разные: 2020 год, 2022-й, духовный лидер ХАМАСа шейх Ахмад Ясин говорил о 2027 годе. Это не просто дата, которая взята с потолка, под нее подводят различные вычисления, основанные на текстах Корана и отсчитывающиеся от года хиджры (переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину).

Волнения во время операции "Страж стен" в 2021 году были прелюдией.

Вызванной желанием реализовать пророчество на практике?

Да. Верят ли в вышеописанные подсчеты все мусульмане, сказать не могу. Но верят те, кто с нами воюют. Поэтому подготовка к 7 октября велась несколько лет, это хорошо спланированная акция, конечная цель которой – уничтожение Израиля.

Скажу больше – мы находимся на критическом отрезке времени. Если мы не будем пытаться решить проблему на уровне религиозного сознания мусульман, события 7 октября покажутся цветочками. Среди мусульман распространено убеждение, что со времен Мухаммада ни один немусульманский народ не может контролировать Ближний Восток больше 88 лет.

В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим. Полноценно они правили 88 лет, потом их после многочисленных сражений изгнал Салах ад-Дин. Чем ближе окажется Израиль от 88-летней отметки, тем уровень насилия будет выше.

В мусульманском дискурсе незримо присутствует вопрос: "Где Аллах? С кем он, с нами, верующими, или с евреями-вероотступниками?". Террор против нас продолжается вот уже 100 лет, но мы не сдаемся, Израиль становится местной супердержавой. Арабские страны смотрят на себя: их статус ниже, чем во времена Средневековья. Это усугубляет внутренний конфликт. И это то, что влияет на ход жизни мусульман. Рядовой мусульманин утром идет на работу, он об этом меньше думает, но различные организации думают. А террористические – действуют.

Если Государство Израиль уберет прилагательное "еврейский", это поможет?

Арабские депутаты Кнессета постоянно ратуют за то, чтобы из Декларации Независимости было убрано упоминание евреев. Теоретически, "государство всех граждан" будет восприниматься исламом иначе. Посмотрите на партнеров арабских стран – Китай и Россию, правопреемницу атеистического СССР. Мусульманам куда легче заключать союз с теми, кто не декларирует принадлежность к определенной религии, чем с теми, кто конкурирует с ними за влияние. Христианство и иудаизм конкурируют с исламом за влияние. С точки зрения мусульман, ислам сменил христианство, которое сменило иудаизм.

Движение ХАМАС, которое базируется на идеологии "Братьев-мусульман", поначалу занималось сугубо религиозной деятельностью. Что послужило причиной для перехода к террору?

В этом смысле ХАМАС не отличается от своих духовных отцов. Хасан Аль-Банна создал "Братьев-мусульман" в качестве реакции на власть британцев в Египте. Согласно исследованиям, в 20-е годы прошлого века Аль-Банна сформировал военное крыло "Братьев-мусульман", чтобы устраивать теракты против британцев и вынудить их убраться. ХАМАС делает ровно то же самое против нас.

Религиозная часть идеологии "Братьев-мусульман" – и это то, что исповедуют джихадистские организации, начиная с "Аль-Каиды" – звучит так: ислам исказился из-за местных светских лидеров, надо очистить ислам изнутри, и тогда Аллах будет с нами. Отсюда и салафизм – желание жить так, как во время пророка Мухаммада.

После операции "Кадеш" шейх Ахмад Ясин создавал ячейки в Газе, которые занимались "дава" (проповедью ислама), боролись с аморальным поведением, употреблением алкоголя. В 80-е началась дискуссия о том, перейти ли от "дава" к военным действиям. Произошло первое отпочкование, на свет появился "Исламский джихад", более решительный и практичный. Затем Ясин поддался голосам молодого поколения, призывавшего к активным действиям, не только к "дава". Так был создан ХАМАС. Ничего нового по сравнению с "Братьями-мусульманами" в Египте – бороться с теми, кто угрожает существованию ислама. Будь то британцы-христиане или евреи. Причем евреи куда больше угрожают исламу.

Как вы относитесь к поощрению добровольной эмиграции среди жителей Газы?

Если еврейское государство будет поощрять эмиграцию мусульман, проблему это не решит, мягко говоря. Есть мусульмане в Иудее и Самарии, есть мусульмане-хуситы в Йемене, которые с нами воюют. Есть мусульмане в Ливане, которые делают то же самое. В Европе мусульмане стоят за движением BDS. Мы решим, в лучшем случае, проблему Газы. Как быть с другими проблемами?

Наша проблема – не ХАМАС, не "Хизбалла", не хуситы. Это симптомы, надо работать над корнем. Мы должны показать мусульманам, что есть религиозное решение возникшего конфликта. Это решение должно проистекать из Корана, иначе оно работать не будет.

Что имеется в виду?

То самое положительное отношение мусульман к возвращению евреев, с которым боролся Амин аль-Хусейни. Восприятие нас в качестве "бану Исраил", которые упомянуты в Коране в положительном ключе, в отличие от "яхуд". Если мы не изменим самосознание мусульман, конфликт только ужесточится.

Мы должны пропагандировать такие посылы в арабском мире, это вызовет дискуссию и обсуждение. В сферах маркетинга, рекламы и влияния согласие второй стороны не требуется. Нужна интенсивная и продолжительная кампания, чтобы новое поколение мусульман не воспитывалось в атмосфере конфликта. Я верю, что это может сработать.

Это программа-максимум, рассчитанная не на один год, или даже не на одно десятилетие. Что можно сделать в ближайшей перспективе?

Начнем с себя. Израильское общество должно адекватно воспринимать ближневосточную реальность, избавившись от невежества. В школах растут будущие лидеры страны. Что касается арабской системы образования, которая находится под израильским контролем, там надо бескомпромиссно бороться с подстрекательством.

Теракты, совершаемые одиночками, – результат индоктринации. До 2014 года такие теракты происходили значительно реже. Мусульмане сталкивались с подстрекательством, читая газету раз в день, посещая проповедь в мечети раз в неделю и так далее. А потом в Израиль и в арабский сектор хлынули Facebook и другие соцсети. Я вижу арабскую молодежь – они целый день со смартфонами в руках. ХАМАС, "Исламский джихад" и "Хизбалла" понимают потенциал всего этого и вкладывают огромные деньги в производство пропагандистских видеоматериалов.

Худший сценарий – Израиль проиграл, ХАМАС победил. Какое государство будет создано вместо еврейского?

Не уверен, что ХАМАС создаст полноценное государство. С 2005 года у него было достаточно времени для того, чтобы этим заниматься. Аналогичным образом ФАТХ не занимается этим с 1993 года.

Я работаю консультантом в ряде проектов в сфере инфраструктуры, включая очищение Кедронского ручья от сточных вод. Я контактирую с главами муниципалитетов на территории Палестинской автономии. Речь идет о катастрофе на муниципальном уровне. С 1993 года они получают огромное количество денег, неограниченные бюджеты, пожертвования из-за границы. И они ничего не делают. Это их не интересует.

У них есть ямы для хранения дождевых вод, которые загрязняют окружающую среду. В деревнях нет нормальной канализационной системы. Мы их проконсультировали, выполнять работы мы напрямую не можем, это зона А. Мы предложили обратиться за пожертвованиями к зарубежным странам, чтобы деньги пошли на нужды этих деревень. Водное управление Палестинской автономии затормозило этот процесс.

Нам понятно, что у народа должно быть государство, и этим государством кто-то должен нормально управлять. Арабы смотрят на это по-другому, вся их энергия направлена на борьбу с нами. Посмотрите, что происходит в Иордании, Сирии, Египте. Эти государства нормально управляются? Вот и ХАМАС создаст похожее государственное образование.

Что будет с нами?

Два варианта. Худший вы знаете и без меня. Лучший – нам будет предоставлена возможность проживать в качестве протеже. Как при пророке Мухаммаде.

пятница, января 05, 2024

 Вчера досмотрели фильм "Ресторан без имени". 

Оказалось, что русское название не с потолка взято, а вполне оправдано. А сюжет - действительно о путешествии героев, если брать основную сюжетную тему. А конкретнее - о дружбе, которая возникает между ортодоксальным евреем из Америки и арабом-бедуином с Синайского полуострова. 

Конечно, это не очень правдоподобно, особенно когда смотришь такой фильм сегодня, но лучше смотреть добрую, оптимистичную историю, пусть даже далекую от реальности, чем смотреть и слушать кровавые новости.   

Хотя хорошие (или забавные) новости тоже попадаются, несмотря ни на что. Вчера вот прочитал, что умерла самая старая курица. Смерть, конечно, не повод для веселья, но эта курица все же не попала в суп, а прожила долгую счастливую жизнь, аж 21 год 234 дня, и практически стала членом семьи своих хозяев.

А еще прочитал с удовлетворением, что ушла в отставку президентка (так, наверно, теперь надо писать в соответствии с новыми веяниями) Гарвардского университета Клодин Гей.

Ей, конечно, не повезло.  Быть черной и лесбиянкой все же пока что недостаточно, чтобы иметь гарантию от увольнения. Была бы еще инвалидом, скажем, с одной ногой, тогда, возможно, оставили бы, невзирая на антисемитизм и плагиат. А просто черную лесбиянку, возможно, оставили бы в случае, если бы речь шла только об антисемитизме или только о плагиате. Но по совокупности обстоятельств ее преимуществ не хватило. 

Кстати, сегодня послушал кусок новой последней передачи Дмитрия Быкова "Один". Передача была нестандартная, с гостями, которым Быков задавал вопросы. Один из гостей, Евгений Добренко, охарактеризовал президентку Клодин Гей так: "Просто политическая активистка (а они составляют подавляющее большинство в американских и западных университетах на кафедрах политологии и так далее)… Это все политические активисты, которые как бы выдают себя за ученых. И тот факт, что политический активист становится президентом Гарварда, это указывает на очень серьезный сбой в системе.

Президентка, естественно, занималась "африканскими и афроамериканскими исследованиями", а в ее диссертации обнаружили 40 незакавыченных цитат... Так что слова про "выдающих себя за ученых" к ней вполне относятся. 

четверг, января 04, 2024

 В мировой литературе - считанное число сюжетов. Разные авторитеты называют разные числа, но в сравнительно ограниченных пределах. Авторитеты, склонные, видимо, к максимальным обобщениям, называют всего 4 сюжета. У тех, кто в большей степени привержен к детализации, и сюжетов получается больше, но все равно число ограничено - от 6 до 36 максимум.  Так что, если знаешь эти схемы, можно достаточно уверенно прогнозировать развитие событий книги/фильма/пьесы. А если выучить еще функции героев произведения (число их тоже ограничено примеро 3 дестяками по максимуму), то можно делать прогнозы практически безошибочно.

Другое дело - ситуации, в которых развивается сюжет. К настоящему времени эти ситуации тоже практически исчерпаны, так что в кино, к примеру, приходится делать упор на спецэффекты, к которым сводится значительная часть современных фильмов. А в остальных даже я, отнюдь не специалист, чаще всего точно определяю, как будут развиваться события - если не с самого начала, то уж после первой четверти точно. Знакомые схемы, знакомые ситуации, знакомые герои... Редко бывает, чтобы создатели фильма чем-то удивили (кино все-таки гораздо схематичнее литературы). Но все же бывает.  

Вот вчера мы начали смотреть немецкий фильм, который в оригинале называется Nicht Ganz Koscher. В переводе это означает "Не вполне кошерный", но русское название этого фильма - "Ресторан без имени". Не могу судить, насколько соответствует содержанию фильма этот перевод, поскольку мы вчера успели посмотреть только завязку.

Но завязка оказалась абсолютно необычной, ничего даже близко похожего встречать не приходилось. Не могу пока сказать, к какому типу относится сюжет в целом, но ситуация абсолютно оригинальная.

Действие начинается в Египте, в Александрии. В арабских странах евреев осталось очень немного, но все-таки встречаются. Даже в Иране есть какое-то количество. Несколько лет назад читал, что после всего, что происходило в Афганистане, даже там до недавнего времени оставались два еврея, которые смертельно враждовали друг с другом. Правда, это было еще до прихода к власти Талибана...

А в Александрии - одна из древнейших в мире еврейская община диаспоры. Но в наше время - крайне малочисленная. И начинается фльм с того, что один из членов этой немногочисленной общины умирает. И мужчин в общине остается всего девять. А минимальное число мужчин для выполнения иудейских религиозных обрядов - десять. Для верующих это само по себе трагедия, но тут ситуация усугубляется тем, что по какому-то древнему, но не отмененному закону, если евреи не смогут подобающим образом отпраздновать Песах, все имущество членов общины переходит к государству. А имущество, видимо, немалое, поскольку местный губернатор сильно радуется в предвкушении, хотя вообще-то постоянно играет в шахматы с лидером общины. Но шахматы - шахматами, а имущество - имуществом. Чтобы не лишиться всего, нужно срочно найти десятого еврея. Израиль-то совсем рядом, из Эйлата видна территория Египта. И вызвать верующего еврея из Израиля в принципе не проблема. Но до Песаха всего неделя, а израильтянам для въезда в Египет нужна виза, за неделю ее не получишь. И тут появляется, видимо, будущий герой фильма. В Иерусалим приезжает молодой ультраортодокс из Америки. В Израиль его отправил отец, чтобы он там нашел себе невесту. Молодой человек жениться по каким-то причинам не хочет, и поэтому, узнав случайно о ситуации в Александрии, тут же вызывается ехать туда, чтобы выручить единоверцев.  Время пройдет, а там идея с женитьбой, может, и рассосется. В любом случае - отсрочка. Как дальше будет развиваться сюжет, мы пока не знаем, поскольку досмотрели вчера только до этого места. Скорее всего, это будет стандартный сюжет о путешествии героя.  Но завязка исключительно, на мой взгляд,оригинальная. Просто даже трудно представить себе,чтобы можно было на пустом месте такое выдумать. Скорее всего, нечто подобное все-таки происходило в реальной жизни. Если это чистая выдумка, то можно только позавидовать фантазии автора сценария. Вроде все уже было - а вот поди ж ты...  

среда, января 03, 2024

 Вчера в Бейруте точечным ударом с дрона ликвидирован второй по рангу человек в Хамасе - Салех аль-Арури. Вот краткая прижизненная характеристика его деятельности: 

"Аль-Арури финансирует и контролирует военные операции ХАМАС на Западном берегу и был связан с многочисленными террористическими атаками, захватами и похищениями. В 2014 году Аль-Арури объявил ХАМАС ответственным за террористическую атаку 12 июня 2014 года, в результате которой на Западном берегу были похищены и убиты три израильских подростка, включая гражданина США и Израиля Нафталия Френкеля. Он публично восхвалял убийства как «героическую операцию»".

Израиль не комментирует официально эту ликвидацию, но вряд ли кто-нибудь сомневается в том, чей это был дрон. 

Но смерть этого террориста прокомментировала Хезболла. 

На мой взгляд, комментарий явно непоследовательный.

С одной стороны вот это:

"Всемогущий Аллах завершил карьеру этого великого лидера высочайшими медалями чести и достоинства, и он обрел мученическую смерть, к которой так долго стремился". 

А с другой стороны вот это: 

"Преступный враг, который после девяноста дней преступлений, убийств и разрушений не смог подчинить себе Газу, прибегает к политике убийств... тех, кто планировал, осуществлял или поддерживал нападение ХАМАС 7 октября", 

И это:

"Мы подтверждаем, что это преступление не останется без ответа и наказания"

Вроде бы Израиль действовал по воле Аллаха и помог человеку осуществить свою мечту. 

Я не понимаю, почему тогда Хезболла говорит о каком-то преступлении Израиля и грозят местью. Вместо того, чтобы спасибо сказать. Просто свиньи какие-то неблагодарные.

вторник, января 02, 2024

 Слышал недавно, что есть где-то какое-то СМИ, которое специализируется на хороших новостях. Но, к сожалению, ни страны, ни названия не узнал. Хорошо бы найти такое СМИ...

Но и в обычных СМИ хорошие новости бывают, хотя и редко. Вчера вот написали, что впервые после полугодичного перерыва на сцену снова вышла Корин Алаль, автор самой популярной (по результатам нескольких опросов) песни в Израиле, ставшей неофициальным гимном страны. Песня называется "Эйн ли эрец ахерет" (Нет у меня другой страны), ее можно послушать в разных исполнениях вот здесь: https://gorelikmark.wixsite.com/vspominaudom/ejn-li-erec-aheret  В третьем сверху видео есть титры с русским переводом. По-моему, очень красивая песня. 

Алаль тяжело болела, но теперь есть надежда... 

А так хочется надеяться на хорошее. Правда, иногда бывает сложно.  

понедельник, января 01, 2024

 Новый год встретили неудачно. Поначалу-то все было хорошо, проводили, как всегда, старый год с адиной сестрой и ее мужем, потом вернулись домой, чтобы встретить Новый год вдвоем и сдочкой в телефоне. Для начала не открылось шампанское. То есть, не шампанское, а "игристое". Но по-прежнему советское. К шампанскому мы, мягко говоря, равнодушны, пьем его раз в год - в Новый год, без всякого удовольствия. Просто ритуал. Пробовали покупать дорогое, но все равно не понравилось. Так что покупаем самое дешевое. Какой смысл зря деньги переводить. 

Так вот оно не открылось. Я писал когда-то о своих детских впечатлениях, когда в Архангельске в Новый год шампанское так же вот не захотело открываться. Тогда его в итоге открыли вдвоем, один держал бытылку, второй - засаженный в прорбку штопор. И открыли в итоге. Но там были молодые по моим теперешним понятиям, мужчины (всей компании, собравшейся у нас дома было тогда меньше сорока). А у нас не получилось. Я так же засадил в пробку штопор, но сил у нас не хватило. Хотя может, оно и к лучшему. В Архангельске-то, когда открыли наконец, шампанское почти все на стене оказалось, на обоях так и остались пятна от брызг шампанского. В Израиле обоев ни у кого нет, и у нас нет, стену отмыли бы, конечно, но это ж возни сколько...

Но это ладно. Ритуал не состоялся,  невелика беда. Я встретил Новый год любимым коктейлем -  апельсиновый сок, вермут и джин, а Ада - любимым ликером Sheridan. Традицию нарушили, зато вкусно было. Так что на самом деле это была не неприятность.

А вот то, что мы увидели в самый Новый год в телевизоре - это было действительно серьезно. У нас был включен 9-ый канал, в углу экрана шел обратный отсчет времени, начали бить куранты, и когда выскочили нули, с последним ударом чуть ниже счетчика времени вспыхнула надпись: "Сдерот - ракетный обстрел" (Сдерот - это город на самой границе с Газой, ему во всех конфликтах с Хамасом достается больше всех). Такого еще не было на нашей памяти... А через минуту ракеты пошли десятками - и по приграничной полосе, и по центру страны.  В Израиле не все празднуют этот Новый год, у нас есть свой. Но в последние годы "импортный" Новый год стал достаточно популярен, особенно среди молодежи, которой только повод дай... Так что в центре у людей была минута, они, наверно, успели выпить шампанское. А в Сдероте, видно, так и отправились в бомбоубежища и в защищенные комнаты в квартирах - с бокалами шампанского в руках. Слава богу, никто не пострадал. Надеюсь, что со временем люди будут с юмором вспоминать, как встречали Новый год под обстрелом. 

Но сегодня пока что не до юмора 

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...